Внедрение профессионального стандарта в образовательные учреждения

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Нормативная база

  • Трудовой кодекс Российской Федерации

    • Статья 195.1. Понятие квалификации работника, профессионального стандарта
    • Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов
    • Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
  • Федеральный закон № 122-ФЗ от 02 мая 2012 г.

    «О внесении изменений Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г.

    «О правилах разработки, утверждения и приме-нения профессиональных стандартов»

  • Постановление Правительства РФ № 661 от 5 августа 2013 г.

    «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»

  • Постановление Правительства РФ № 584 от 27 июня 2016 г.

    «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями,  государственными или муниципальными унитарными предприятиями……….»

  • Приказы Минтуда России:

    • от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»
    • от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»
    • от 29 апреля 2013 г. № 170 н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»
    • от 30 сентября 2014 г. № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов»
    • от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»
    • от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
    • от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
    • от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
    • от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
Примечание

Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов.

Отличия профстандартов от квалификационных справочников

ПоказателиПрофессиональные стандартыКвалификационные справочники
Область примененияОписание трудовых функций, трудовых действий, требований к образованию и обучению работниковОписание трудовых функций, требований к образованию и обучению работников
СодержаниеПолномочия и ответственность специалистов различных уровней, характер знаний и умений, основные пути достижения уровня квалификацииДолжностные обязанности, не обходимые знания, требования к квалификации
Наличие уровней квалификацииУстановлены различные уровни квалификацииУровни квалификации отсутствуют
Наличие системы подтверждения соответствияСоответствие придется подтверждать с помощью сертификатаСистема подтверждения соответствия отсутствует
Нормативное регулированиеНа каждую профессию оформляется отдельный профессиональный стандартРегулирует несколько специальностей
Описание ответственностиЕстьНет
Возможность использовать без специальных знаний и уменийНетЕсть

На сегодняшний день утверждены профессиональные стандарты, регламентирующие работу ряда специалистов образовательных организаций, а именно:

  1. Педагог (учитель, воспитатель);
  2. Педагог-психолог;
  3. Педагог дополнительного образования;
  4. Социальный педагог;
  5. Старший вожатый;
  6. Педагог-организатор;
  7. Воспитатель (кроме воспитателя детского сада);
  8. Старший воспитатель (кроме старшего воспитателя детского сада);
  9. Педагог-библиотекарь;
  10. Тьютор.
Структура профессионального стандарта
Раздел I. Общие сведения:
Наименование вида профессиональной деятельности, описание основной цели вида профессиональной деятельности и др.
Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Перечень обобщенных трудовых функций в виде таблицы. В состав каждой обобщенной функции входит несколько трудовых функций со своим номером уровня квалификации
Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Для каждой обобщающей функции:

– – список возможных наименований должностей, требования к образованию и опыту, другая информация;

– – структурированное описание каждой трудовой функции, входящей в обобщенную: трудовые действия, необходимые умения и знания, другие характеристики;

– – описание трудовой функции содержит только те действия, знания, умения, которые необходимы работнику, чтобы эффективно выполнять конкретную функцию

Раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профстандарта
В каждом принятом профстандарте всегда указана организация – ответственный разработчик стандарта и состав рабочей группы

Содержание пофстандарта:

Профессиональный стандарт
Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определен- ной трудовой функции (ч. вторая ст. 195.1 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.)
Вид профессиональной деятельности
Несколько обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда
Обобщенная трудовая функция
Связанные между собой трудовые функции, сложившиеся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе
Трудовая функция (для целей разработки профстандарта)
Система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции
Трудовое действие
Процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. Простейшая (элементарная) производственная операция
Квалификационный уровень
Совокупность требований к компетенциям, разделяемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности
Квалификация
–     Уровень знаний и умений;

–     Уровень профессиональных навыков;

–     Опыт работы сотрудника.

Профессиональное обучение
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)
Компетенция
Способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности

Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (статья 195.1 ТК РФ)

В профессиональном стандарте уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Уровень Показатели уровней квалификации Основные пути достижения

уровня квалификации

Полномочия

и ответственность

Характер умений Характер

знаний

1 уровень Деятельность под руководством

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний Краткосрочное обучение или инструктаж

Практический опыт

2  уровень Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий  с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения  программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Практический опыт

3  уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практиче­ских задач

Выбор способа действия на основе знаний и практи­ческого опыта

Корректировка действий  с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Практический опыт

4  Уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих  анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности  и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Практический опыт

5  уровень Самостоятельная деятельность по  решению практических задач, требу­ющих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности  группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения –программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

6  уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач  собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение  профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

7  Уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновацион­ной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использова­нием  разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера  в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

8  уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития  области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

9 уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими  процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность  за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Программы подготовки научно-педа­гогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.

Для успешного внедрения профессионального стандарта у педагогов возникает необходимость овладения новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии и здоровьи.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  • Область применения профессионального стандарта:
    • при приеме на работу в образовательное учреждение;
    • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
    • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий

 

Для внедрения эффективного контракта на основе профстандарта педагога руководителю образовательной организации необходимо:

  1. Создать в организации комиссию по организации работы, связанной с введением эффективного контракта, основные положения которого основаны на профстандарте педагога.
  2. Учредителю разработать показатели эффективности деятельности педагогов, основанные на профстандарте педагога, и внести в муниципальное задание по оказанию организацией услуг определенного типа.
  3. Каждой образовательной организации ознакомиться с механизмом оценивания, системой мониторинга достижения  показателей эффективности деятельности педагогов, основанных на профстандарте педагога.
  4. Провести разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам введения эффективного контракта, соответствующего требованиям профстандарта педагога.
  5. Создать на официальном сайте раздел «Оценка эффективности деятельности организации в условиях действия профстандарта педагога» для представления нормативных и распорядительных документов по вопросам перехода на систему эффективных контрактов.
  6. Проанализировать действующие трудовые договоры работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ (содержание ТД) и Приказу Минтруда РФ № 167н (рекомендации по оформлению трудовых отношений).
  7. Разработать показатели эффективности труда педагогов в соответствии с требованиями профстандарта педагога.
  8. С учетом разработанных показателей внести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера.
  9. Принять локальные нормативные акты, связанные с оплатой труда педагогического работника, с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации.
  10. Конкретизировать трудовую функцию в соответствии с профстандартом педагога  и условия оплаты труда работника.
  11. Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с педагогическими работниками с учетом утвержденной формы примерного трудового договора, с использованием показателей и утвержденных критериев эффективности деятельности педагогических работников организации.
  12. Утвердить измененные должностные инструкции.
  13. Уведомить педагогических  работников об изменении определенных условий трудового договора.
  14. Заключить с работниками допсоглашения.
  • профстандарт педагог доп образования

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”

  • профстандарт педагог

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”

  • профстандарт педагог-психолог

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”