Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности

Развитие логического мышления учащихся начальных классов в процессе игровой деятельности

 Подготовила Куксова Любовь Ивановна, учитель МБОУ СОШ № 2 г. Амурска

Занятие 1

Тема: «Игры на развитие внимания»

Цель: развитие аналитического мышления, умения работать сосредоточенно, расширения внимания

Реквизит: игрушки, геометрические фигуры, картинки с изображениями

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Рекомендуемые игры:
  3. «Найди одинаковые фигуры»
  4. «Что пропало?» (с игрушками)
  5. «Что катится?» (геометрические фигуры)
  6. «Запомни узор» (нарисуй по памяти)
  7. «Найди такой же». Условие игры: учащимся предлагается назвать точно такой же предмет (по цвету, форме, величине), как тот который у вас в руках (кубик, домик, треугольник и т.д.).
  8. «Запомни картинки». Условие игры: учащимся предлагается запомнить несколько картинок и нарисовать их. Кто быстрей?

III. Итог

 

Занятие 2

Тема: «Игры на развитие памяти»

Цель: развитие зрительной и слуховой память, умения находить сходство и различия, классифицировать; развитие способности к быстрому темпу работы, самоконтроля и самооценки

Реквизит: карточки с заданиями, сюжетные картинки

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Рекомендуемые игры:
  3. « Нарисуй по памяти». Условие игры: запомни фигуры в левом столбике. Затем закрой их листом картона, нарисуй рядом эти фигуры
  4. «Обведи что запомнил». Условие игры: учитель читает слова: сад, огород, лужа, дача, школа, вода, заяц, солнце, машина; учащиеся затем обводят те слова, которые запомнили

Раздаточный материал: окно, лужа, вода, воздух, мяч, машина, лес, солнце, огород, река, дача, сад, снег, школа, заяц

  1. Игра «Повторяй друг за другом». Условие игры: первый ученик называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь своё. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним своё слово и т.д. тот, кто ошибается, выбывает из игры
  2. Зрительный диктант

Белые бараны били в барабаны

Взаимопроверка

  1. Игра « Кто самый наблюдательный?» Условие игры: учащимся предлагается сюжетная картинка. Затем картинка убирается, и учащиеся воспроизводят ее по памяти
  2. Итог

 

Занятие 3

Тема: «Игры на развитие логического мышления»

Цель: развитие восприятия, наблюдательности, внимания, логического мышления, умения анализировать и делать выводы, обобщать

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Организация игр
  3. «Четвёртый лишний». Условие игры: называется четыре предмета, три из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишний» учащийся должен объяснить свой выбор: стол, стул, кровать, чайник; машина, автобус, самолёт, дом и т.д.
  4. «Анаграмма» Условие игры: составь слова и найди лишнее

Тко, сбоака, евл.

Роквьом, цеугро, яшнив.

  1. Составь слова по данной схеме.

О _ _ _ _

_О_ _ _

_ _ О _ _

_ _ _ О _

  1. Логические задачи.
  • Без чего хлеб не испечь? (без корки)
  • Без чего гвоздь не забить? (без стука)
  • Девочки купили три платья, синего, зеленого и желтого цвета. Катя купила не синее платье, Аня не жёлтое. А Лена купила зелёное платье. Какого цвета платья у Кати и Ани?
  1. Итог

 

Занятие 4

Тема: «Игры на развитие пространственного мышления»

Цель: развитие навыков пространственного мышления, воображения, внимания, умения анализировать, узнавать предметы по заданным признакам

Реквизит: конструктор, рисунки-схемы, ватман, геометрические фигуры

Ход урока

  1. Постановка темы занятия.
  2. Организация игр
  3. Игра «Рисунок и постройка». Условия игры: в этой игре ребёнок должен научиться соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой, выполненной из деталей строительного набора. Детям предлагается рисунок-схема, а они в свою очередь должны построить объект с помощью строительного материала
  4. Игра «Говори наоборот». Условия игры: учитель говорит слово, а ученик подбирает антоним, например, большой – маленький, толстый – тонкий, больной – здоровый, весёлый – грустный, высокий – низкий и т.д.
  5. Игра « Охотник и заяц». Условия игры: в одном углу листа рисуете охотника, а в другом – зайца (изображения схематические). Ученику предлагается пройти до зайца (штрихом карандаша соединить изображения)
  6. Игра «Коврик для куклы», «Гараж для машины». Условия игры: предлагается девочкам сделать коврик для куклы, а мальчикам – гараж для машины из заданных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник
  7. Сочинить мини-рассказ, используя свою работу (задание 4)
  8. Итог

 

Занятие 5

Тема: «Игры на развитие интеллектуальных способностей»

Цель: развитие умения выделять признаки предмета, сравнивать, формировать умения давать определения понятиям

Ход занятия

  1. Постановка темы
  2. Проведение игр
  3. Напиши подходящие слова к определениям

Овощи – морковь, лук, ……

Инструменты -……………..

Транспорт -…………………..

Посуда – ………………………………….

Одежда – ………………………………..

  1. Найди и зачеркни только эти цифры: 5 2 9. Кто быстрее?

1 3 2 8 9 6 4 5 2 3 1 9 7 8 3 2 4 6

4 5 6 3 2 8 7 9 6 5 4 2 8 1 3 6 5 2

6 5 3 2 0 1 4 7 9 8 5 4 6 2 1 3 2 5

4 7 8 5 2 3 6 9 5 0 4 3 5 7 3 9 5 8

  1. Найди среди четырех фигур одну неподходящую и зачеркни её
  2. Игра «Угадай-ка». Условие игры: одни ребята мимикой показывают определённый предмет, другие – отгадывают
  3. Игра «Чудесные превращения» Условие игры: детям показывают карточки с условными обозначениями и предлагают придумать что это такое и нарисовать на листе
  4. Сочини мини-рассказ
  5. Итог

 

Занятие 6

Тема: «Игры на развитие творческого мышления»

Цель: развитие творческого мышления, воображения, наглядно-образного и ассоциативного мышления, создание благоприятной эмоциональной среды

Ход занятия.

  1. Постановка темы занятия
  2. Организация игр
  3. Разложи рисунки каждый раз в новой последовательности
  4. Найди из четырех фигур одну неподходящую и зачеркни её. Докажи.
  5. Найди слово «КИТ» и обведи его. Кто быстрее?

А О К И Т А Л В Н К И Т С У В П Р И К

И Т К Т Л К И Т Б Л Д Р О Т Б К И Т Г

Т Р О Д К И Т Л О Р Т И К Д В К Б К И

К И Т Р О Ь К И Т Г Л М Е К И Т Б Д Ж

П Т И Т Б К И Т Р Н О Л В К И Т Г ИР В

  1. Игра «Чудесные превращения». Условия игры: учащимся предлагается 2-3 полоски разной длины и 2-3 цветных кружка. Предлагается придумать что это такое и нарисовать картину
  2. Презентация своих работ (можно в парах)
  3. Итог

 

Занятие 7

Тема: «Игры на развитие творческого мышления

Цель: развитие творческого мышления, внимания, памяти, образного мышления, умения составлять рассказы

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Организация игр
  3. Игра «Во что с этим можно играть?» Условие игры: нужно отобрать несколько предметов, не имеющих чёткого назначения: палочка, кубик, камешек, кусочек картона, пластик и придумать необычное применение для них
  4. Игра «Кто я такой?» Условие игры: «Кто я?, – спрашиваете вы у класса и изображаете (жестами, мимикой, звуками): машину, поезд, доктора, мел, чайник и т.д. (можно усложнить задания с помощью наводящих вопросов)
  5. Игра « Отгадай-ка» Условие игры: надо отгадать слова и написать их правильно. В какую группу слов их можно объединить.

АТАЛЕНП – _________

РЗАОБ – ____________

КТАИРАН – __________

МЦЯЕС – ____________

  1. Итог

 

Занятие 8-9

Тема: «Развитие произвольного внимания»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, аналитического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, развитие способности к быстрому темпу работы

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Организация игровой деятельности
  3. Игра « Сравни предметы». Условие игры: перед детьми ставится два предмета. Сначала они должны сказать, чем они похожи, а затем – чем отличаются друг от друга (Можно провести в виде соревнования «кто больше назовёт?»)
  4. Игра «Супермаркет». Условия игры: учащимся выдаются различные картинки: мяч, молоко, хлеб, тетрадь, порошок, кофта и предлагается распределить предметы по отделам: продуктовый, овощной, книжный и т.д.
  5. Логические упражнения
  • Пользуясь пятью двойками и знаками действий, записать число 28
  • Запишите число 31, пользуясь знаками действий и пятью тройками; шестью тройками
  1. Нарисуй картинку, не отрывая карандаш от бумаги
  2. Итог

 

Занятие 10

Тема: «Ребусы, шарады»

Цель: развитие мышления, умения анализировать и синтезировать, умения расшифровывать понятия по краткому содержанию

Оборудование: кроссворды, шарады, рисунки

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Знакомство с понятиями «ребус», «шарада»

III. Составление «словесного квадрата». Условие игры: нужно вписать в квадрат разные слова, чтобы их можно было читать и по вертикали, и по горизонтали

  1. Анализ по составлению «словесного квадрата»

Повторное составление словесного квадрата

  1. Итог

 

Занятие 11

Тема: «Ребусы, шарады»

Цель: развитие мышления, воображения, речи, формирование умения элементарного эмпирического обобщения

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Работа по разгадыванию ребусов, шарад
  • 100лик, 3о, 7я.
  • Читайте слева вы меня,

И псом презлющим буду я.

Но времени я буду счёт,

Когда прочтёшь наоборот.

(Дог – год)

  • Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение –

И превращаюсь я в конфету.

( Ирис – ирис)

III. Составление ребусов в парах

  1. Анализ принципа составления ребусов.
  2. Презентация составленных ребусов
  3. Игра «Кто я?»
  4. Итог

 

Занятие 12-13

Тема: «Составление кроссвордов, головоломок»

Цель: развитие фантазии, мышления, речи, умения составлять кроссворды, головоломки.

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Знакомство с понятиями «кроссворд», «головоломка»

III. Разгадывание кроссворда (на любую тему)

  1. Решение головоломки
  • Прочтите фамилии двух известных детских писателей

МХААРЛШКАОКВМИ (Михалков, Маршак).

  • « Я в квадрате»

Р Б О А

А Я Д Ц

Л Д О Н

С Я К О – и, советую друзья, начинать вам с буквы Я

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали. (Ответ: Я добрался до конца)

– Чем отличаются кроссворды от головоломок?

  1. Анализ составления принципа кроссвордов, головоломок
  2. Итог

 

Занятие 14-15

Тема: «Упражнения на развитие логического мышления»

Цель: развитие образного мышления, воображения, способности сравнивать предметы, делать выводы

Ход занятия

  1. Постановка темы занятия
  2. Организационный момент
  3. Мозговая атака

За чем вода в стакане?

По чему Абай ездил на белом коне?

От чего плывет лодка?

По чему пишет карандаш?

  1. Составление «словесного квадрата»
  2. Задания:
  • взять любые 12 букв алфавита, из них составить 12 слов
  • Мальчик Витя придумал прибор, с помощью которого можно видеть сквозь стены и назвал его очень просто. Как? (окно)
  • «кто больше?» придумает слова, в которых звук [к] в конце

III. «Магическая буква». Условие игры: добавить к словам одну букву и получить новое слово

Например: рыба-, пол-, лото-  К- рыбаК, полК, лотоК и т.д.

  1. Итог

 

Список используемой литературы:

  1. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. Москва «Просвещение»
  2. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться
  3. Щукина Г.И. Познавательные интересы младших школьников. Москва «Педагогика»
  4. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. М: Педагогика